Анна Малкова

Преподаватель. Путешественник.
Бизнес-леди.

 
 
   

ЕГЭ по математике: как правильно готовиться

Автор: Анна Малкова Категория: о работе: Подготовка к ЕГЭ по математике

Почти месяц назад телевидение Западного округа Москвы предложило мне участвовать в цикле передач «Осторожно, дети!» Несмотря на такое забавное название, передача оказалась достойной, и теперь каждую субботу я ставлю будильник на шесть утра, чтобы в 9.30 выйти в прямой эфир и рассказать рано встающим телезрителям о подготовке к ЕГЭ по математике.

В частности, я рассказываю о том, как готовиться к этому важному экзамену тем, кто не дружит с математикой. Для абитуриентов и родителей я написала статью «Как сдать ЕГЭ бесплатно» — о том, как самостоятельно подготовиться к ЕГЭ, чтобы сдать на положительный балл, как гарантированно решать необходимые для этого задачи.

ЕГЭ по математике обязателен для всех. Особенно много проблем доставляет он тем, кто основательно запустил математику и не планирует связывать с нею свою будущую профессию. Таким выпускникам — часто они называют себя «гуманитариями» — нужна положительная оценка на ЕГЭ по математике. Как же достичь этой цели наиболее эффективно?

Леголас с луком


1. Выбирайте задачи для прицельной подготовки

Прежде всего, ваша подготовка должна быть прицельной. Если вы решаете 5-6 задач – положительная оценка гарантирована. Причем выбирать лучше те, которые решаются с помощью простых алгоритмов, без сложных формул. В статье «Как сдать ЕГЭ бесплатно» я подробно рассказываю о технике решения этих задач. Эта статья — специально для тех, чьи математические знания и навыки сегодня близки к нулю.


2. Школьная учительница: учитесь сотрудничать!

Помните, что школьная учительница математики может оказать вам неоценимую помощь в подготовке к ЕГЭ. Задача лишь в том, чтобы превратить ее из придирчивого критика – в заинтересованного консультанта. Но почему-то многие школьники вообще не считают это возможным!

Часто я часто задаю себе вопрос – почему некоторые выпускники с легкостью обращаются к педагогу за помощью, а другие готовы остаться неграмотными, но ни за что не подойдут и не спросят? Почему одни учащиеся без труда получают ответ на интересующий их вопрос, — а другие говорят, что не понимают математику из-за «конфликта с учительницей»? Более того — «конфликт с учительницей» как бы оправдывает незнание предмета и нежелание в нем разбираться.

В чем здесь дело?

Возможно, вы читали книгу Малкольма Гладуэлла «Гении и аутсайдеры». Эта книга стала бестселлером. Она — о том, каким закономерностям подчиняется жизнь гениев и как помочь детям и подросткам достичь успеха. И еще — почему вообще одни люди достигают успеха, а другие – нет. О том, что самое главное даже – не родиться «умным», а развивать свои способности.

И вот в этой книге есть неожиданные результаты исследований, проведенных в Америке несколько лет назад. Исследования касались того, как ведут себя с учителями (да и вообще со взрослыми) дети из обеспеченных и дети из бедных семей. Оказывается, у детей из обеспеченных семей в большей степени развит так называемый практический интеллект – знание о том, что сказать, как действовать, чтобы достичь максимального результата. Дети из более обеспеченных семей свободнее общаются с учителями, чувствуют себя комфортнее, разбираются в правилах, знают свои права, могут повернуть разговор в нужную сторону. Они обращаются к учителям с просьбами – и достигают успеха. А вот дети из бедных семей обычно не умеют добиваться желаемого, не могут управлять ситуацией — их этому не учили. Они принимают как должное – «да, учительница нехорошая, злая, поэтому я никогда не выучу математику». Удивительно, что граница между этими двумя типами поведения у американских подростков проходит четко между социальными классами.

Фрекен бок

Я не знаю, верно ли это для российского общества. Однако факт остается фактом – одни школьники умеют обращаться за помощью и получать ее, а другие – нет. Я замечала это много раз. Но научиться может каждый, было бы желание!

Конечно, если вы просто подойдете к своей учительнице и скажете: «Я не понимаю математику!» — результата не будет. Такая фраза слишком абстрактная и не располагает к ответу. Учительница может ответить, например, что она вам сочувствует. Или наоборот – даст какую-либо характеристику вашей личности. И то и другое неконструктивно.

Поэтому — задавайте очень конкретные вопросы. Просите объяснить, как приводить дроби к общему знаменателю; как раскрывать скобки или как решать конкретно вот это уравнение.

Обращаясь к своей школьной учительнице, пожалуйста, называйте ее по имени-отчеству: «Анна Георгиевна, расскажите, пожалуйста, как складывать дроби». Вот увидите — это подействует! Это действует положительно на всех учителей и преподавателей без исключения. Работая с группой школьников, я замечаю, что одни просто входят в аудиторию, в лучшем случае буркнув на ходу «здрасьте!», а другие здороваются более грамотно: «Добрый день, Анна Георгиевна». Второй вариант приветствия мне нравится намного больше :-)

Еще одна важная деталь – обращайтесь за помощью в подходящий момент, когда ваша учительница действительно может вам ответить. Если педагог занят, договоритесь об удобном времени консультации.

Для чего это нужно?
Не только для того, чтобы сдать ЕГЭ и получить положительную оценку.
Оказывается, одна из основных черт успешных людей – умение договариваться, умение строить отношения. Есть даже такой афоризм – «Никому еще не удавалось разбогатеть в одиночку». Найти общий язык с учительницей, сформулировать вопрос и получить ответ, повернуть ситуацию в свою пользу – всё это не менее важно в жизни, чем знание тригонометрических формул или таблицы производных.
А скорее всего – во много раз важнее :-)



Оставить комментарий