Анна Малкова

Преподаватель. Путешественник.
Бизнес-леди.

 
 
   

Большое путешествие в Тибет. Часть 1: Катманду — Лхаса.

Автор: Анна Малкова Категория: Путешествия

Большое путешествие в Тибет. Июль-август 2010 года. Катманду — Лхаса — Гьяндзе — Шигадзе — Кайлас — Манасаровар — Базовый лагерь Эвереста.

Путешествие начинается в Катманду, столице Непала. Ступа Боуднатх, глаза Будды. Здесь я купила флажки, чтобы развесить их на перевале Дорма-Ла (если удастся до него дойти). Несколько раз обошла вокруг ступы, вращая молитвенные барабаны, чтобы в трудном пути сопровождала удача.

Дорога из Катманду ведет по склонам Гималаев

…пока еще ровная, широкая и асфальтовая. На фото: хорошая дорога. Плохая дорога здесь выглядит по-другому.

Граница с Китаем все ближе. С одной стороны дороги – отвесный склон. С другой – пропасть. И деревни вытянуты вдоль дороги. Хватило места только чтобы поставить узкие дома. Вся жизнь — прямо на дороге, по которой один за другим проезжают тяжелые грузовики.

Прямо на дороге сушат кукурузу.

Прямо на дороге выгуливаются куры и гуси. И посуда, и белье моется прямо на дороге. Одномерное пространство, в котором местные люди умудряются жить.

На китайской границе нам пришлось перетряхнуть рюкзаки. Пограничники искали запрещенные книги и тибетский флаг. Даже обертки у шоколадок разворачивали.

Переходим «мост дружбы», проезжаем еще несколько километров. Пограничный городок Джангму. Всюду иероглифы. Мы в Китае.

На столбе перед столовой сушатся неведомые грибы.

На рекламном плакате китайская девушка, мечта китайского мужчины.

Приграничный городок Джангму по-своему уникален. В нем всего одна улица, петляющей лентой уложенная по крутому склону. Петли ее соединены узкими лестницами. И внутри тоже лестницы.

Можно войти в дом, подняться до последнего его этажа — и перейти на первый этаж дома, стоящего выше на горе.

С горы низвергаются водопады, кое-где – прямо по стене здания. И облака постоянно лежат на склоне. Влажно и тесно.

Переночевав в сырой гостинице, в шесть утра покидаем Джангму. Дорога ведет выше. Пейзаж меняется.

Первый высокогорный перевал, 5300. Рядом с перевалом – деревня.
Тибетский мальчонка старательно чистит зубы.

Деревенский магазин. В нем продается всё: бубенцы для яков, посуда, шапки из какого-то зверя, кусок вяленой туши под потолком…

Специальное устройство – солнечная батарея для чайника. Дров здесь нет. Поэтому на крыше каждого дома, и на каждом заборе фигурными рядами аккуратно уложены кизяки. Чай в нашем понимании не заваривают. Вода здесь кипит градусах при восьмидесяти, сколько ни кидай заварки, от нее толку мало. В очень длинном и узком сосуде толкут ячье масло, молоко и соль – и выливают в чайник.

В деревне на высоте 5300 мы сделали попытку позавтракать. Получив миску с чем-то полусырым, плавающим в масле и перце и носящим гордое название «chichen», я решила на время путешествия перейти на рис.

В самом деле, не объедаться же сюда приехали!

Еще одна остановка. Здесь местные жители показывают на нас пальцем и разглядывают с интересом и смехом.

К вечеру должны добраться до Лхасы. И вдруг – кончилась дорога! Вечер. Впереди река. Моста нет, размыло. Два экскаватора возводят дамбу через реку, а толпа народу – китайцы, тибетцы, буддийские монахи – смотрят и обсуждают, не придется ли заночевать здесь у реки, в машинах.

Тибетские девушки, не дожидаясь, реку вброд перешли.

Совсем стемнело, когда дамбу построили. Поэтому в Лхасу мы прибыли только ночью. И к семи утра были уже у дворца Потала.

Дворец Потала – резиденция далай-лам. В нем тринадцать этажей. Сокровища этого дворца – неисчислимы. Тайны – неразгаданы. Здесь перед золотыми статуями Будды Шакьямуни, Будды Мантрейи (грядущего), перед изображениями богов в их ипостасях – мирной, гневной и свирепой – горят фитили в громадных чашах, полных ячьего масла. Всё пропитано запахом этого масла, в полумраке светится золото, и перед многими статуями чувствуется особая, очень теплая и возвышающая энергетика. Вокруг Поталы идут тибетцы и паломники, крутя молитвенные барабаны.

Здесь приходят неожиданно состояние осознанности: мысль о том, что земная жизнь коротка, тело бренно, что души, не исполнившие своего предназначения, обречены блуждать в лабиринтах Бардо, царства мертвых, преследуемые демонами – воплощениями страстей и страхов, которые породил их же собственный разум. Что пора наконец отбросить все несущественное и вспомнить, кто я есть.

Дворец стоит на естественной скале. Рыжий котик деловито взбирается ко дворцу по отвесной стене.

Так выглядит одна из главных улиц старой Лхасы. Лавочки, харчевни, невысокие дома. Впрочем, за последние годы в Лхасу хлынул поток китайцев, и население увеличилось в десятки раз. Китайцы активно пропагандируют проникновение в Тибет. Новые районы Лхасы – вполне современный китайский город. Английского здесь не знает почти никто.

Крыши храма Джокханг. Над Лхасой собирается гроза.

Именно об этом храме пишут, что здесь уже сотни лет живут боевые сиамские коты, специально обучаемые монахами. Они охраняют сокровища храма от воров.

«В лавке сувениров и безделиц…»
Здесь продаются тяжеловесные украшения, женские серебряные пояса весом в пару килограмм, дордже (символ бесконечности), молитвенные барабанчики, которые надо вращать, а также наследие добуддийской поры — чаши из человеческих черепов и шаманские ритуальные кинжалы. Очень много окаменелых раковин – в далекие эпохи Тибет был дном моря. Среди них попадаются громадные. А вот окаменелых черепашек, тоже здесь продающихся, явно долбят в какой-нибудь китайской мастерской. Слишком их много, и слишком одинаковы их позы.
Я себе выбрала две пиалы, выточенные из бирюзы.

Улица Лхасы

Дворик

Вокруг Лхасы расположено несколько почитаемых буддийских монастырей. Продолжение — монастыри Лхасы и дальнейший путь к Священной горе Кайлас.



Оставить комментарий