Анна Малкова

Преподаватель. Путешественник.
Бизнес-леди.

 
 
   

Люди и боги долины Кулу

Автор: Анна Малкова Категория: Путешествия

Высоко в Гималаях есть долина Кулу. В древних индийских рукописях она называлась «Конец обитаемой земли».
Да и сейчас в Кулу есть что-то от границы между привычным миром и тем, который мы иногда посещаем в наших снах. Люди здесь не похожи на индусов с жарких равнин, а число богов, населяющих Кулу, – то ли тысяча, то ли две.

В 1928 году, по завершении четырехлетней центрально-азиатской экспедиции, в долине Кулу, а точнее — в поселке Наггар поселился Николай Рерих. Может быть, его привлекли хвойные леса и высокие травы, напоминающие Алтай. Рерих писал книги и картины, изучал природу и обычаи людей и грезил о Шамбале, которая, как он считал, должна быть где-то поблизости.

Цветы в саду Рериха

Древние каменные плиты. Часть из них найдена Рерихами, часть – современными исследователями.
Как сказал наш гид Раджешвар Пал, индолог, ученый-брамин и уроженец Кулу: «Мы были подобны ослам. Осел не знает, что он везет, — сандаловое дерево или просто дрова. Так и мы не знали, в каком месте живем, пока сюда не приехал Рерих» :-)

Вид на долину Кулу. Справа на переднем плане — типично кульский дом. Прочное основание из дерева и камня, деревянная веранда, резные наличники.

А вокруг – вековой лес.

Сельский пейзаж. Для прочности дом строится слоями: камень – дерево – камень…
Возле многих домов, под навесами, стоят ткацкие станки. На них ткут традиционные кульские шали и вообще одежду.

Женщина из Кулу

Дерево возле дома Рериха. Нет, все-таки не Алтай…

Мы застали в Кулу свадьбу, и она продолжалась три дня. Ровно в семь утра под окнами отеля раздавался бой барабанов и визгливый вой длинных труб. Вот они, музыканты, тащат свои инструменты.

Днем свадьба не шумела. Зато с восьми вечера до часу ночи – оркестр и дискотека! Национальные кульские мелодии и индийская попса!

Наутро – барабаны и трубы. И после тихо, пристойно готовятся к вечернему продолжению банкетау. Чистят овощи. На заднем плане – храм Вишну, которому 600 лет, а раньше на этом месте тоже стоял храм Вишну, а раньше тоже, и так было всегда.

В самостоятельный треккинг по окрестным горам отправляться не стоит: в них живут медведи и змеи. В Кулу есть храмы змеиного культа. По праздникам здесь появляется шаман с медведем.

В долине Кулу живут тысячи богов.

Вот под окном отеля растет куст, а на нем сидят воробьи. Он не просто так. Он священный, и рубить его нельзя. Сюда придут боги.

— Ой ты фикус мой, фикус, фикус религиозный,
Что стоишь одиноко ты у края земли?…

Это ботаническое название дерева. Вот он стоит — Фикус Религиозный, или Дерево Бодхи, то самое, под которым Будда достиг просветления.

Боги Кулу ходят друг к другу в гости, с толпой народа и музыкой.

***

Вокруг городка Манали в долине Кулу — дремучий лес. Не верится, что это Индия.

Храм богини-великанши Хадимбы посреди леса

украшен рогами и черепами животных

Деревянный храм женской богини Трипури Сундари в селении Наггар

В храме играют дети. Фотографируются с удовольствием

Всмотритесь. Что-то напоминает, не правда ли? Васнецов и Роу, наши представления о русской дохристианской древности.

Может быть, и правда, что наши народы когда-то были братьями?

Резная дверца из русских сказок

Деревянная мандала

Индуистский тантрический храм Шивы. Он весь покрыт затейливой каменной резьбой. Символы, орнаменты, танцующие люди и немного кама-сутры.

Три лика вверху – символы прошлого, настоящего и будущего. Или Брахма, Вишну и Шива.

По всей Индии странствуют картинные баба

В городке Манали выступает семья бродячих циркачей. Девочка ходит по канату

Мать аккомпанирует ей на тазике

Несколько минут девочка вместе с отцом работает в разговорном жанре, развлекая зрителей

…и снова идет, катя колесо

В буддийском монастыре в Кулу застали монахов, играющих в бадминтон

Жительница долины Кулу

Несколько слов о дорогах Гималаев. Водитель нашего джипа – настоящий мастер экстремального вождения.
Руль справа. Что касается правил дорожного движения, то их сразу и не поймешь. Но если понаблюдать, все становится ясно:

1. Хочешь обогнать – обгоняй! Справа, слева, на повороте, на подъеме – как получится.
2. Хочешь ехать по встречке – ехай! Но особо не наглей, да?
3. Хочешь что-то сделать – гуди! Индийские грузовики украшены обязательной надписью «BLOW HORN!» (Жми гудок!»)
4. Если на дороге корова – объезжай. Корова священна и с места не двинется.
5. Если на дороге собака – гуди и тормози!

Собаки лежат посреди дороги и двигаться с места не собираются. Если им погудеть, уступят дорогу, но с такой неохотой, так, как будто задались целью — поскорее окончить собачью инкарнацию и переродиться в кого-нибудь еще.

Поэтому езда превращается в экстремальные гонки. Обгон по встречке – лавирование между коровой и пропастью – опять обгон – объезд собаки — о, нам в лоб идет грузовик! – ничё, разъехались – обгон по встречке…

Вот наш джип переезжает реку, вписываясь в пешеходный мост с точностью до сантиметра.

В местечке Маникаран из-под земли бьют кипящие серные источники. Жители используют горячую воду всеми способами.
Моются и греются:

Стирают белье

Варят рис в природном кипятке

Паломники варят рис в небольших мешочках. А служитель-сикх из расположенного рядом сикхского храма, где кормят всех желающих, закладывает в кипяток целые котлы

Святой баба благословляет рис

Здесь можно увидеть людей в таких же костюмах, в каких их застал Рерих

Перевал Рохтанг разделяет два мира – зеленые Гималаи и пустынные горы Малого Тибета. В 2011 году асфальтовую дорогу на Рохтанг смыло — слизало языком грязи и камней. Поэтому, чтобы попасть в Малый Тибет, нужно выезжать в три утра.

Сначала темно. Потом — очень красиво.

Потом — самая длинная пробка, в которую я попадала когда-либо в жизни. К перевалу выстраивается длиннейшая очередь разукрашенных грузовиков и джипов. Три километра пути занимают шесть-семь часов. Бесконечное увязание в грязи и опасения, что «сейчас вообще все закроют и не пустят».

Наверху лежит снег. Из-под снежников вырываются ручьи. Сюда, на Рохтанг, индусы приезжают специально, после свадьбы, например.

Едут целый день, стоят в многочасовой пробке, и все для того чтобы увидеть снег, встать на него и сфотографироваться. Здесь дают напрокат лыжи и страшные шубы из искусственного меха. Индусы надевают лыжи и шубы и фоткаются!

Но сегодня дорога настолько плоха, что легковые машины вверх не пустили. Вот он, наконец, Рохтанг. Еще чуть-чуть вверх – и впереди откроется Малый Тибет.

Продолжение: Через Рохтанг и Кунзум в Малый Тибет.



Оставить комментарий