Анна Малкова

Преподаватель. Путешественник.
Бизнес-леди.

 
 
   

Властелин Неба. Треккинг к Хан-Тенгри, часть 4. Вертолет.

Автор: Анна Малкова Категория: Путешествия

Начало: Часть 1 Часть 2 Часть 3.
Следующий день, второй базовый лагерь. Отсюда (если нет дождя и снега) виден Хан-Тенгри. Сюда за нами прилетит вертолет. Погода испортилась окончательно. Исчезли горы. Исчез ледник. Нет ничего.

Зато в базовом лагере оказался необыкновенно вкусный обед. Горячий борщ из свежих овощей с лимоном и маслинами! Какая роскошь! Не зря шли.
Наша палатка в снегу. Каждые час-полтора надо вылезать и стряхивать с нее снег.

Базовый лагерь в непогоду

К вечеру чуть проясняется. Вот он — Хан-Тенгри, Властелин Неба, 6995 метров. По другим оценкам — семь тысяч.

А там, внизу, откуда прилетит вертолет — зима, зима

В небе происходят чудеса. Движутся облака.

Холодно. Прилетит ли вертолет? Есть надежда…

Вечер. Ночью — очень холодно, минус десять. Чай, оставленный в кружке, замерз до дна.

Зато ночью — чистое небо и звезды. Есть надежда!

Утро. «Всем кто летит — на посадочную площадку!»

Небо удивительно

Хан-Тенгри прекрасен

Долгожданный шум над ледником. Появился! Вот он, в кадре. Ближе, еще ближе… Грохот винта. И эта чудо-машина, этот пепелац движется прямо на меня, потому что я стою на посадочной площадке! Я слышу чей-то крик: «Ложись!» — падаю в снег, и вовремя! Нос, рот и легкие забивает вихрем резкой снежной пыли, нечем дышать, шапку срывает с головы и уносит неизвестно куда. Наконец грохот стихает. Я вся в снегу.

Крупным планом вертолет сняла Лена. Мой «Canon» к этому моменту забит снегом.

Да, он прилетел!

В радостном возбуждении мы загружаемся в вертолет. Три группы с тяжелыми рюкзаками. Все хотят лететь. «Ключ на старт!» Вертолет дергается – и не заводится. Дергается раз, другой, третий. То же самое! Все выходят и ждут. Из сопла под лопастями вырывается пламя, но лопасти не крутятся. Пилоты меняют аккумулятор. Не помогает. Один за другим лезут на крышу. «Похоже, фильтры забило… Давай сюда ключ, молоток и банку литровую…»

У пассажиров вытягиваются лица. Другого вертолета здесь нет.

«Думайте о хорошем», — говорит пилот. – «Беру десять человек, не больше. Машина перегружена. Остальные – вторым рейсом». Первыми загружаются те, кто вчера пришел с Горы.

Наконец машина тяжело поднимается в воздух и тарахтя идет низко, над самым ледником. Борт ушел.
Возвращается через два часа. А мы уже готовы. Мы его ждем! Мы ему рады!

Загружаемся. Взлетели!

Летим наконец! Палатки внизу — первый базовый лагерь. И еще здесь видна одна из величайших вершин Тянь-Шаня — Пик Победы (7439 м). Вторая вершина слева — Победа.

Летим над ледником, по которому так долго шли

Летим над ущельем

Что может быть прекраснее полета на малой высоте?

Летим над озером Мерцбахера (груда льда внизу)

Наконец — родной зеленый цвет. Разворот (в кадре лопасть винта), снижение…

…зависаем. Приземляемся!

…и та же самая поляна, где начинался треккинг: Майда Адыр.

Спасибо! Мы долетели.

Вертолет взлетает (именно так, хвост выше кабины).

А мы возвращаемся в цивилизацию.
Оказывается, Киргизия очень популярна у европейцев. Параллельно с нами шла группа испанцев, мы с ними то и дело встречались на стоянках. А еще немцы, поляки, даже швейцарцы.

Новое развлечение западной молодежи: пройти маршрут по Киргизии — без еды и денег. Дело в том, что у местных жителей не принято отпускать гостя, не накормив. Теперь киргизы уже слегка удивляются: о, опять немцы пожаловали, да сколько же их… Но пока еще кормят.

Едем по прекрасной стране Киргизии.

«…Дальше, к югу,
То есть к юго-востоку — коричневеют горы,
Бродят в осоке лошади-пржевали,
Лица желтеют. А дальше — плывут линкоры,
И простор голубеет, как белье с кружевами…»
Бродский. «К Урании».


Новый бизнес местных жителей — гостевые дома. С питанием и надписями на английском.

Я совсем не успела пофотографировать Каракол, мы быстро через него проскочили. А для европейцев это экзотика. Во-первых, русская застройка конца XIX века. Русские церкви, белые мазанки с голубыми ставнями. Дальний форпост Российской Империи. Во-вторых — нетронутый Советский Союз: вывески, Ленины, дома культуры, как будто время остановилось. И никаких рекламных плакатов.

В ресторане Каракола (манты, шашлык, холодное пиво) обнаружили на первой странице меню:

Снова озеро Иссык-Куль.

И уже вернувшись домой, я вдруг вспомнила, что читала однажды о леднике Иныльчек. В книге А.В.Волошинова «Математика и искусство», которая мне очень нравится. Собственно, это самое начало книги. Перепечатаю полностью:

«Лет десять назад, участвуя в чемпионате России по альпинизму, я с товарищами по команде шел нескончаемыми лабиринтами ледника Иныльчек к подножию Хан-Тенгри — одной из высочайших и красивейших вершин Тянь-Шаня. То были четыре дня изнурительного блуждания среди фантастического нагромождения камня и льда, поднятого Природой на четырехкилометровую высоту: вздыбленные ледяные глыбы, готовые рухнуть от твоего дыхания, черные пасти дышащих сырым холодом бездонных трещин, бесконечные завалы морен — гигантских каменных насыпей — лед и камни, перемешанные в безудержном неистовстве. Сквозь струи пота Иныльчек казался воплощением первородного Хаоса и, если угодно, Дантова ада.

Но каково же было наше изумление, когда через две недели мы смотрели на тот же Иныльчек с вершины Властелина Духов. Морены ледника приняли плавные дугообразные формы, изящно повторяя все изгибы долины. Ледовые трещины стали им строго перпендикулярны, а густота трещин указывала на крутизну падения ледника. Число морен оказалось равно числу впадающих в Иныльчек боковых ледяных притоков. Изменился масштаб, и Иныльчек предстал воплощением Порядка. Хаос обратился в Порядок.

Здесь, в царстве кристально чистой первозданной природы, ближе к Богу на 7000 метров, вспомнились слова из платоновского «Федра»: только сверху видна упорядоченность Божественного».

А. В. Волошинов

Может быть, нашу жизнь, по которой мы вот так идем, мы тоже когда-нибудь увидим сверху? Тогда мы поймем, что в ней был смысл, порядок и гармония.



Оставить комментарий