Большое путешествие в Тибет. Часть 3: Дорога к Кайласу
Автор: Анна Малкова Категория: ПутешествияОдна из главных сложностей пути к Кайласу — сама дорога. Нам проще, мы на джипе. Но в древности паломники шли по ней месяцами. Несли с собой немного дзампы (прожаренной ячменной муки) и ночевали под открытым небом.
Рерих. Священные знаки на камнях. Мы тоже встретили камни с выбитыми на них мандалами — в месте, откуда паломник впервые может увидеть Кайлас.
Покупаем фрукты. На таких весах – трость с делениями, одна гирька, одна чашка, принцип рычага в действии – китайские продавцы взвешивают товар.
Наш водитель, тибетец ЛакпА, которому, непонятно почему, мы дали русское имя Палыч. Конкретный тибетский мужик. Вел джип и по бездорожью, и через речки. Всю дорогу он читал мантры наизусть, а на стоянках курил и читал мантры по книжке.
В деревне Сага мы переночевали в лучшей гостинице (то есть единственной в деревне, если не считать ночлежек). Помпезный, хотя и здорово запущенный, ресепшн, в комнате телевизор. Вода в кране по расписанию – с восьми до полдевятого утра, а в остальное время – только в ведерке.
Китайская наглядная агитация по технике безопасности. Есть в ней что-то советское.
После Саги началось одно из главных наших препятствий – ремонт дороги. Дорогу строят. Поэтому часто нам приходилось ехать рядом с дорогой.
После дождя становилось совсем непролазно. Местные застряли, наши водители пошли помогать.
Кроме двух водителей, с нами ехал еще местный гид Ноно, парень лет двадцати, тщедушный раздолбай, непрерывно от чего-нибудь страдавший – от головной боли, температуры, желудка, бронхита, коленки. Ноно – это ник. Настоящее его имя было Тензинг Дордже. Ноно вечно ел что попало, всякий доширак и когтистые куриные лапы из пакетика – и при любой возможности курил одну сигарету за другой, как сорвавшийся с цепи школьник. Вот он. Лежит в багажнике.
Стены, сложенные из камней с мантрами и мандалами в месте, где паломники впервые видят Кайлас.
Мандала «Шесть миров»
Остановка в гестхаузе – постоялом дворе. Несколько слов о еде. Тибетская – крайне аскетична, приспособлена к кочевой жизни. Основной компонент – тзампа, мука из слегка пожаренных ячменных зерен. Ее руками замешивают в деревянной чашке с водой и едят получившееся тесто. Кроме тзампы – сушеный сыр (вроде кусков белого камня на веревке), вяленое мясо, которое может храниться хоть год. Рис могут сварить, какой-нибудь овощ потушить.
А вот китайская кухня мне сразу понравилась. Жареные огурцы, баклажаны в сладком соусе, побеги бамбука, жареный зеленый чеснок, вареная редька, и еще блюда, про которые сложно было сказать, из чего их сделали, много перца, имбиря, аниса, и, конечно, рис, и, конечно, есть надо палочками – все это вкусно. Мне даже удавалось позавтракать в местных харчевнях, зная три слова по-китайски – мифань (рис), тза (чай) и сеся (спасибо).
Местный транспорт
Эта земля тысячелетиями отдыхает от человека. Здесь живут облака, и сурки, и лисы, а ритм задают Флейта земли и Флейта неба.
А люди… они тоже живут, но они здесь не главные. Для них всё уже БЫЛО.
Продолжение: Тиртапури и долина Гаруды. Древний город царства Гугэ.
4 ноября, 2013 г. - 23:30
Великолепные фотографии и комментарии. Очень интересно!