Анна Малкова

Бизнес-леди.

Большое путешествие в Тибет. Часть 5: Вокруг Кайласа

Автор: Анна Малкова Категория: Путешествия

Священная гора Кайлас имеет форму четырехгранной пирамиды, причем грани ее ориентированы практически точно по сторонам света. Поблизости от Кайласа берут начало великие реки: Инд, Ганг, Сатледж и Брахмапутра.

С древних времен верующие четырех религий – буддисты, индуисты, джайнисты и представители магической религии Бон – считают Кайлас мистическим сердцем мира и обходят вокруг него ради очищения кармы и освобождения из колеса Сансары.

Путь вокруг Кайласа называется кОра. Его длина – 53 километра. Высшая точка, перевал Дорма-Ла, расположен на высоте около 5700 метров.

Считается, что после перевала Дорма-Ла жизнь начинается заново.

Николай Рерих. Путь к Кайласу.

Начинаем кОру. И хотя тропа ровная и пологая, чувство сосредоточенности такое же, как на восхождении. Погода прекрасна.

Входим в долину

Южный лик Кайласа скрыт облаками, но отсюда уже видны характерные гладкие скалы. Здесь стоит тарбоче, флагшток, традиционно считающийся началом коры.

Рядом с ним находится чортен – ступа, исполняющая желания. Обойти три раза, войти внутрь – и увидишь свое будущее. Вошла. Увидела. Понравилось. :-)

Слева и справа – причудливые скалы, то зазубренные, то гладкие. Множество водопадов.

Здесь, на почти отвесных склонах правого «берега» ущелья мы видели, но не успели заснять, как стая диких собак преследовала стадо диких коз. Козы победили, псы остались ни с чем.

Те, кто идут нам навстречу – бонцы. Идут «в обратную сторону». Они уже завершают свою кору.

Скалы — удивительны. В районе Кайласа распространены гигантские скальные зеркала – вогнутые, гладкие.

И наконец – западная грань, или западный лик Кайласа.

Кайлас прекрасен и величествен. Восхождения на него запрещены. Вершина (6650-6700 метров) остается непокоренной.

Путь долгий, около двадцати пяти километров за день, но намного легче, чем представлялось из Москвы. Несмотря на высоту, идти легко. Голова – в порядке, сознание ясное.

Переходим речку

Я рада, что я здесь. В 2006 году я прочитала книгу Натальи Правдиной о путешествии к Кайласу и о том, что после кОры жизнь начинается заново. Я решила пойти к Священной Горе, но для необходимы были две компоненты, кроме моего желания: деньги и высотный опыт.

В 2006 году я была просто репетитором, и 120 тысяч рублей — а именно столько стоит подобная экспедиция — для меня были большой суммой. До 30 лет я занималась альпинизмом, но на высотах больше 4700 тогда не бывала. Я решила пойти на Эльбрус. Познакомилась с Леной Дзукоевой — горным гидом, директором фирмы ClimbingClub. Вместе с ней поднялась на Эльбрус, потом мы пошли с ней в треккинги к Эвересту и Аннапурне и решили обойти вокруг Кайласа. К тому времени я уже стала директором Образовательной компании. Четыре года. Возможно всё. Главное — намерение.

К концу дня открывается северный лик Кайласа.

Долгожданный отдых. Счастье.

Мы ночуем в небольшом гестхаузе при монастыре, всемером в одной комнате. Удалось поужинать – рис с каким-то овощем и чай. Независимо друг от друга в одном и том же месте двое участников потеряли: я – кошелек и карту Альфа-банка, а бизнесмен Сергей, директор компании «Дамское счастье» — крестик и часы, которые дороги ему были и ценой, и как память. Решив, что в земном мире всё преходяще, и не только деньги и часы, но и мы сами, — улеглись спать.

Наутро – ранний подъем и путь к перевалу Дорма-Ла.

30 июля, день самый трудный. С утра холодно. Крутой подъем. Вначале вверх идти тяжело. Я отстаю. Рядом со мной идет индус. Ему тоже тяжело. Индусов возят сюда индийские фирмы, и у них почти нет акклиматизации. Три дня — и на 5000. Индус советует мне читать мантру Om Namakh Shivaya. Читаю мантру.

Подъем сменяется почти ровным участком. После завтрака (у кого что нашлось – банка кукурузы, курага, чернослив, шоколад) – идти стало легче.

На пути к Дорма-Ла есть странное место – кладбище старой жизни. Выглядело как свалка барахла. Здесь, в знак символической смерти, идущие оставляют предметы одежды, клочья волос, особо фанатичные выбивают и оставляют зубы.
Я оставила там совсем новый черный джемпер, под горло. Я не буду носить такие. Никогда. У меня начинается новая жизнь! :-)

Погода отличная. Мы видим Кайлас! Нам очень повезло. Ведь те, кому не улыбнулась погода, проходят кору в тумане, так и не увидев Гору.
Гора Кайлас

Снова подъем, снова почти горизонтальный участок. И третий подъем – уже к перевалу.

Идти нормально. Голова ясная, никаких симптомов «горняшки», хотя высота уже 5400. Значит, не зря тренировалась весь год – отвоевала себе сотни метров отличного самочувствия на высоте. Как ни странно, с каждым шагом идти легче, странная какая-то легкость и эйфория. И наконец –

Перевал! По нашему альтиметру – 5650 метров. Выше Эльбруса! Перевал весь завешан флажками. Люди радуются, обнимаются, фотографируются. Старая жизнь умерла, сброшена, как ветхие одежды. Новая жизнь началась!

Прямо за перевалом, внизу – небольшое озеро. Тибетцы называют его Озером благодарности.

Скала, похожая на топор, так и называется – Топор кармы.

И сразу же погода испортилась. Первые капли дождя. Ливень. Снег. Спускаемся, и тропа, по которой мы идем, постепенно превращается в мутный ручей. А впереди – еще долгие километры пути до ночлега. Сначала я переходила речки как положено, по камням, потом, когда от дождя и обувь, и брюки вымокли насквозь, решила не заморачиваться и шла уже вброд, по колено в ледяной воде.

Ночевали в нищем гестхаузе показалась райским отдыхом. Кое-как развесили мокрые вещи. Поужинали рисом и чаем. Еще у них была вареная картошка, круто. На нас пришли смотреть все соседи -пастухи, и дети, и взрослые, и даже древняя бабушка с одним зубом.

Третий день. Ранний подъем. Усталость во всем теле.

Надо пройти еще километров девять. Мелкий дождь. А все-таки жаль, что самое главное уже позади!

Прекрасное место. Здесь нас ждут наши родные джипы. Мы едем завтракать (жареный бамбук, овощи, много риса и чая!) и дальше — к озеру Манасаровар.

Манасаровар — священное озеро, так же почитаемое, как и Кайлас. Но Кайлас — символ мужского начала, Манасаровар — женского. Несколько раз наблюдала: какой бы ужасной ни была погода – над озером Манасаровар всегда просвет чистого неба.

Чистое небо. А вокруг все обложено тяжелыми тучами.

Говорят, что здесь облака спускаются к самой воде «пить воду». Не дождь идет из облака, а вода из озера влажной завесой поднимается к облаку вверх.

Здесь, на берегу, я провела целый день. Это одно из самых красивых и спокойных мест в мире. Я смотрела, как меняется небо и отражается в озере. Уходить не хотелось.

Озеро Манасаровар — светлое. Неподалеку есть еще озеро Ракшас, которое считается темным, демоническим. Озера соединены протокой. Если вода течет из Манасаровара в Ракшас — значит, светлые силы в мире побеждают. Наши мужчины хотели съездить к Ракшасу (рядом ведь!), но водители не поехали. Сказали, что дороги нет и бензина мало. Видимо, не хотели.

На следующий день на горах лежал снег.

Раннее утро. В джипе тепло, уютно, привычно. Палыч читает мантры. И как будто что-то изменилось после Кайласа, после озера. Мы сделали то, что хотели. Прошли кору. Плавали в священном озере. Мы теперь другие.