Аннапурна – Дарующая изобилие. 2009 год. Часть 2.
Автор: Анна Малкова Категория: ПутешествияПродолжение. Начало здесь.
Роспись грузовиков и цистерн – любимое искусство непальцев. Где еще увидишь такую красоту?
А цистерна! Как мне хотелось заснять цистерну! Какой цвет! Какая роспись! Ручная работа! Тут тебе и Ганеша с хоботом, и Шива, и Кришна, и девушки, и еще мишура над кабиной водителя! Да не зря говорят, что слишком сильное желание мешает реализации. Вот все, что удалось — кадр из Серегиной видеосъемки.
Зато грузовик порадовал.
Портрет
Дети в машине
Город Покхара. Дерево.
Покхара. Озеро Фева.
Храм на острове.
Нечаянное зеркало. Автопортрет с сыном.
Утро, начало пути.
Курятник идет!
Пахота
Бамбуки
Дорога здесь состоит из тысяч каменных ступеней — вверх на 400 метров, вниз на 400, к мосту через реку, и опять вверх на 500, и так каждый день.
Особенность то ли сезона, то ли местности — дождь шел каждый день, как по расписанию, во второй половине дня. Мы вставали рано и выходили в восемь-девять утра. Приходили к обеду, под дождем.
Гроза, селение Гандрунг.
Ах, какие там грозы! Темно становилось настолько, что бесполезно было что-либо снимать. Молнии били по окрестным вершинам, все шумело и грохотало вокруг. Это — уже конец действа, которое лучше всего наблюдать, находясь под крышей и заказывая ужин.
Особенность местных лоджий — отсутствие печки. Электричество во всей стране, как и в Катманду, включалось в пять вечера, а к десяти вырубалось. Каждая лоджия обещала «горячий душ», что означало стоящий на крыше черный бак, в первой половине дня слегка нагреваемый солнцем. Вообще по сравнению с основательными и аккуратными шерпами местные жители — истинные пофигисты.
Кстати, об ужине. Самое яркое кулинарное впечатление — кофе по-мустанговски. Неподалеку от района Аннапурны находится высокогорное княжество Верхний Мустанг, до 1991 года полностью закрытое для иностранцев. Кофе «Мустанг» имело темный цвет, запах кваса и масляную пленки на поверхности. Пить его не смог никто из нас. Удалось выяснить, что он готовится из цикория, местной браги и жирного продукта «ги» вроде топленого масла.
Мальчик
Маленький носильщик
Бабушка с прялкой
От селения Чомронг открывается вид на Южную Аннапурну. До базового лагеря — не менее двух дней пути.
Красивейшая гора этого района — Мачапучаре, почти семитысячник. Это звучное слово переводится как Fishtail, Рыбий Хвост.
А тропа ведет вверх, скрываясь под под сенью леса, который становитя все более фантастическим. Это — джунгли.
Жарко, влажно, под ногами — сплетения корней.
Как будто вокруг — декорации к сказке «Маугли» :-)
Мелкий дождь. И вот наконец — открытое пространство, и совсем немного до места ночевки — Gimalaya Lodge.
Погода портится. Вот место ночевки, Gimalaya Lodge, или, как гордо гласит вывеска, «Отель Гималаи». Суровое место: пол — каменный. Крыша — каменная. Всё каменное.
Становится холодно. Сверху ползет туман.
В отличие от района границы с Тибетом, в общей зале здесь нет ни Будды, ни печки. Посреди стоит большой стол, со всех сторон обитый старыми одеялами. Под стол ставится вот этот керогаз. И гудит. Они бы его хоть кирпичами обложили…
Электричество здесь не предусмотрено. Глядя, как Сергей ладит из батареек зарядку для мобильных, я задала вопрос, который давно уже собиралась задать: «Что, Серега, на Физтех пойдешь? Так мы подготовим!» :-)
Утро. Впереди подъем до базового лагеря Мачапучаре — до снега.
Амос из Израиля, ему 84 года, его родители — эммигранты из Одессы. Мы встречались с ним на каждой стоянке, уже как друзья, и Амос читал русские стихи на иврите. Вот на подъеме к базовому лагерю мы с ним исполняем в лицах «Песню о буревестнике», на русском и иврите соответственно:
«Глупый пИнгвин робко прячет тело жирное в утесах! Только гордый буревестник реет смело и свободно, черной молнии подобный!»
Чёрт побери! Я тоже хочу так жить!
Жаркие и влажные джунгли — позади. Мы поднимаемся выше. Природа строже, бамбук тоньше, время года совпадает с московским: март.
Поднимаемся еще выше — в тундру. То ли начало весны, то ли поздняя осень
Зима, зима! Пейзаж как на картинах Каспара Фридриха.
сосульки на скалах
Погода портится окончательно. И вот впереди, еще различимый в тумане, базовый лагерь Мачапучаре — «Отель и ресторан». Welkome! Надпись на стене: «This is an only safety place by snow storm and avalenche» В том, что это единственное безопасное место на случай снежного шторма и лавин, мы убедились через 7 минут после прибытия в лагерь — когда и начался снежный шторм.
«Ветер, туман и снег…»
А вот и наши «апартаменты». Пол каменный, потолок — из самодельной циновки, над которой дырявое металлическое покрытие, стены выкрашены серебрянкой. Снег повалил, как на Рождество, и к вечеру окошко завалило уже полностью. Конечно же, никакой печки здесь нет, дверь открывается на улицу. Но стоит представить, как сейчас тому, кто не успел добраться до укрытия — и оно начинает казаться вполне уютным. Наши спальники рассчитаны на «минус пять — комфорт». Вот ночью и проверим. :-)
Снег все идет, и ничего не видно, ни вершин вокруг, ни неба — как будто за этой площадкой обрывается мир
Самое теплое место — общая зала. Пока нам готовят обед, Сергей читает любимого Лукьяненко, я — Гарри Поттера на английском.
Рецепт блюда из молодого верблюда. Кушайте на здоровье!
Снег все сильнее. И слепили мы двух снеговиков — мужчину и женщину.
И, когда стемнело, забрались в спальники. Завтра подъем в половине пятого, выход в цирк Аннапурны. Хоть бы с утра была погода и чистое небо!
Утро. Выходим в пять утра, с фонариками. Среди туч видны звезды. Значит, погода будет.
Небо светлеет.
Рассвет.
Через три часа подъема видно цель — АВС, Annapurna Base Camp
Почти.
Если повезет — от базового лагеря видно весь массив Аннапурна.
Да! Пришли. Солнце освещает вершины.
Вот он — этот свет, от которого приходится защищать глаза специальными очками. Бедные мы глубоководные жители, непривычные к Свету!
И если раз в жизни увидишь это сияние неба — тебя будет тянуть вверх снова и снова.
В синеву Твою, Господи!
Туман рассеивается. Вот — весь массив Аннапурна
И — на секунду показавшаяся в облаке — вершина Аннапурны Главной.
Сосульки на крыше базового лагеря
Но пора вниз. Время рассчитано. Нужно успеть спуститься к базовому лагерю Мачапучаре, месту последней ночевки, и дальше — вниз, до бамбукового леса.
И вдруг началось! Движение, игра, полет — свет в легких облаках.
Это было так быстро, мгновенно, волшебно
так быстро все менялось
…и снова туманом заволокло
В тумане подходим к нашему лагерю и после краткого отдыха идем вниз. Погода улучшается — но ненадолго
Дождь неминуем. Но все равно — красиво!
И вот оно. Джунгли потемнели. И фотоаппарат пришлось убирать. Потому что это было все равно что встать в одежде, ботинках и с небольшим рюкзаком под холодный душ.
Вроде бы теперь мы шли вниз. Но на самом деле — вниз-вверх, из одного ущелья в другое. И половину пути обязательно под дождем. Но что такое дождь по сравнению со снежной бурей там, наверху!
Вот селение Джину-дада, прекрасное, благоустроенное место, откуда удалось дозвониться в Россию. А мы с Сергеем тоже в долгу не остались — показали джину-дадцам кино про Индиану Джонса. Дети местные узнали про кино и сразу все лавочки в общей зале заняли, мы еле между ними втиснулись. И неважно, что оно на русском было. Всем понравилось.
Утро в селении Патала. Накануне мы тоже пришли туда под дождем.
Здесь на клумбах растут маки
А мы смотрели на маки и на рассвет — над далекими теперь вершинами
Путешествие подходит к концу
Закрываются двери в волшебную страну. Впереди — новые путешествия.
Оставить комментарий