Суп из змеи. 6 дней в джунглях Камбоджи
Автор: Анна Малкова Категория: ПутешествияВот уже много лет я встречаю Новый Год в новых местах. Прошлый Новый Год — в Африке, в местечке Масинди. Там находится национальный парк, где живут львы, слоны и жирафы. До этого — в Мьянме, в Мраук-У, где остались памятники средневековых царств, до которых когда-то добирался Афанасий Никитин. До этого — на Шри-Ланке. В общем, для меня Новый Год — это не оливье и не сидение перед телевизором, а совсем другие впечатления.
На этот раз новогодняя программа была совсем необычной.
Предновогодний Бангкок. Об этом городе я писала раньше.
Камбоджа. Храмы Ангкора. Если вы еще не видели — посмотрите!
Неделя треккинга в джунглях Камбоджи.
И наконец, переезд в Лаос, а потом — неделя у моря в Таиланде, в Краби.
Джунгли — это такое место, где одновременно думаешь: «Круто, что мы здесь оказались», — и считаешь дни до момента, когда из них наконец выберешься!
Джунгли — это новый опыт, которого не было раньше. То есть ничего похожего даже не было!
За эти несколько дней я узнала, как сварить рис без кастрюли и как спать в джунглях без палатки.
Минимум вещей. Ночевки в гамаках. Посуда из бамбука. Сплав на бамбуковом плоту. И да, суп из змеи.
Дорога в джунгли началась из камбоджийского городка Банлунга поблизости от границы с Лаосом и заняла целый день, причем мы все больше удалялись от цивилизации. Сначала деревня у реки.
Местная автозаправка
На базаре
Мужик везет на байке двух свиней
Потом паром на другой берег реки
Дальше часть нашей группы продолжает путь на мотобайках, часть — на таратайке с деревянным прицепом.
плантация каучуковых деревьев
Богатая деревня, где мы остановились на обед
Девочка
Камбоджийский быт. Дома из бамбуковых циновок на сваях. Самодельная утварь.
Люди, которые здесь живут, — это не кхмеры, как в столице, а представители малочисленных горных племен.
Вдоль дороги все-таки богатые по местным меркам деревни. Дома даже деревянные встречаются. Здесь бывают туристы, которых водят в джунгли на 1-2 дня. А мы пойдем на неделю…
Мы переночевали в деревне в «домиках для любви». Нам на каждых двоих участников похода выделили «домик для любви», по-другому называется «домик для девочек». Сейчас расскажу, что это такое.
У местных народностей есть обычай — когда девочки вырастают, для них строят из бамбуковых циновок специальные домики на сваях, размером 2 на 2 метра. Девушка ночует в этом домике, а к ней приходят гости, в домике тусуется молодежь (сложно тусоваться в таком тесном пространстве, но у них как-то получается. Девушка выбирает себе парня, предъявляет его родителям, и в деревне играют свадьбу.
Такой горшок — непременный элемент местной тусовки. В нем квасят рисовую брагу и потом тянут ее через бамбуковый стебель.
Сразу за деревней (состоящей из нескольких домов) начинаются джунгли.
Переходим вброд речку. Вещей взяли минимум. Маленький рюкзачок, в котором легкий спальный мешок, ветровка, чистая футболка. Гамак. Репелленты от насекомых. Трое наших рейнджеров взяли рис, доширак (который ели сами) и овощи. Кухонные тазики и котелок. Мачете. И в общем, всё.
Идем недолго. Останавливаемся у реки (уже другой), возле водопада
Красиво.
Но… И это наша стоянка? Палаток нет, есть гамаки. Палатки здесь опасны — в них может кто-нибудь заползти. Воду из реки можно пить только кипяченую. Прежде чем надеть сандалии, надо их тщательно проверить (не залез ли кто). В темное время без фонаря — ни шагу.
Мы планировали рано приходить на стоянки, а потом гулять по окрестностям и высматривать обитателей животного мира. Вышли на прогулку в бамбуковые заросли.
На фото: Лена Бутько, гид, организатор тура, рассказывает об удивительном феномене цветения бамбука.
Оказывается, что бамбук цветет очень редко, и явление это мало изучено. Есть виды бамбука, который зацветает один раз в 47 лет. Другие — раз в 118 или раз в 35 лет (от чего зависит этот период, не выяснено, но он у каждого вида свой). И при этом весь бамбук данного вида зацветает синхронно на огромных территориях, которые могут быть разделены географически. Полученные из одного ростка стебли зацветают одновременно, даже если их перевезти на разные континенты. Бамбук отдает столько сил цветению, что, как отцветет, сразу погибает, тоже весь, на огромной территории.
И это не всё. Когда зацветает бамбук, сразу же на всей территории, где он растет, начинают с бешеной скоростью плодиться мыши, которые питаются его семенами. Сожрав бамбук, мыши съедают всё. Поэтому для жителей Индии и других стран, где растет бамбук, цветение бамбука — предвестник голода и несчастий.
…На этом лекция по ботанике неожиданно закончилась. Оказалось, что место, где мы стояли, кишело пиявками, и ближе к вечеру они стали выползать на тропу и пикировать с веток. В общем, самые неприятные обитатели животного мира сами нас нашли. О вечерних прогулках можно было забыть. А постоянное осматривание себя и друг друга стало жизненно важным действием.
…День в джунглях,
Еще день в джунглях. Тропа есть, но она заросшая, и проводники прорубают дорогу мачете.
Вечером, лежа в гамаках, слушаем геккона токи. Он забавный: сначала долго и громко, с энтузиазмом, кричит: То-ки! То-ки! — а когда ему надоест, издает такой звук, как будто его стошнило. Утром по веткам над нами прыгают с громким криком обезьяны.
От наших проводников-рейнджеров узнаем много нового о выживании в джунглях. Например, из этой лианы можно напиться воды
Дома у меня стоят красивые круглые кресла из ротанга. Здесь полно ротанга — это такая покрытая колючками лиана. Оказывается, молодые побеги ротанга местные жители едят, в сыром или вареном виде. Правда, и то и другое — горько. Древесина и есть древесина.
Проводники находят еще какой-то шпинат и папоротник и тоже его жарят. Условно съедобно.
Они здесь точно не пропадут. Чего-то дикорастущего нарвали и зажарили. Кинули туда ложку соли, ложку глютамата (без него в Юго-Восточной Азии, кажется, не представляют себе еду) — пища готова.
Лена Бутько, гид, радуется, говоря, что напишет статью в National Geografic о трех новых видах съедобных растений камбоджийских джунглей.
Еще проводники ловят рыбу. В речке много полусгнивших бамбуковых стволов. Они трясут эти стволы, определяют, содержится ли внутри рыба. Вытряхивают. Мелко крошат и тоже кидают в котел.
На одной из стоянок проводник Трой заметил огромную змею, которая воровала пойманную рыбу. Трой, не долго думая, убил змею и сварил из нее суп.
Больше всего мне нравилось в джунглях ночью. Смотреть на знакомые созвездия из незнакомого мира — совсем не так, как с безопасной территории отеля в тех же широтах.
Днем, пока ходили по всему этому, перелезали через стволы или проползали под ними, постоянно себя отряхивали и осматривали, опасаясь пиявок, — больше всего мечталось о цивилизации. О горячем душе. Однажды собрались искупаться в ручье, но обнаружили в воде скорпиона. После этого лезть в воду уже не хотелось.
Да, вот так и ходили. В марлевой рубашке, замотав голову. С бамбуковым посохом. Вброд через речки, через грязюку. После похода по джунглям одежду оставалось только выбросить. Кстати. Мы — первые белые люди, которые забрели так глубоко в эти места!
И все-таки… Через несколько дней этих хождений я поняла, что теперь слова «невозможно» для меня не будет. Что в Гималаи я уже езжу, как к себе домой. А здесь — совершенно новый опыт жизни в новых условиях. Где у меня почти ничего нет. Побег из привычных рамок, после которого что-то меняется. Кто хочет попробовать?
Посуду с собой можно не брать. Стаканчики наши рейнджеры двумя движениями мачете вырубали из бамбукового ствола. Палочки для еды тоже вырубались из бамбука. И не только палочки!
Как сварить рис, не имея кастрюли? Очень просто! Берем рис, засыпаем в бамбук
Туда наливаем воду из другого бамбука
Бамбук закрепляется на костре из бамбука
И вот — процесс приготовления риса без кастрюли
Бамбуковый сосуд снаружи тоже горит, но это не страшно. Потом горелый слой срезается, изнутри достается хорошо сваренный рис, очень вкусно.
Рейнжер Ной (который на фото чаще всего занят приготовлением пищи) однажды, сидя у костра, пожаловался, что колено болит.
— А что, — спросили его, — ушиб?
— Нет, год назад змея укусила.
— Змея? А какая она была?
— Да вот такая, красная, — Ной показал на ярко-красные кеды Лены. (Кто это мог быть? Крайт? Аспид? В общем, что-то серьезное).
— И как же ты жив остался?
— Нашел дерево, нарвал листьев, пожевал, приложил. Теперь колено иногда болит.
После этого мы смотрели на Ноя с еще большим уважением.
И самая приятная часть нашего похода — сплав на бамбуковом плоту. Очень интересно было смотреть, как проводник вяжет этот плот из бамбуковых бревен бамбуковыми же волокнами
Вечером — испытание плота
И утром — отплытие.
И наконец-то вокруг — чистое небо и открытое пространство! Это немного непривычно после недели в лесу
Вот так наши плоты выглядит со стороны
Как хорошо плыть. Намного лучше, чем продираться через лес
Плывем почти весь день. И вот уже видим лежащих в воде буйволов. Значит, близко деревня.
Понравился ли мне этот странный поход? Сложно сказать. Но что-то мне подсказывает, что в джунглях я не последний раз. В них есть нечто мощное и привлекательное. Такой могла бы для нас быть другая планета.
А потом отель «Golden Pearl» в Банлунге, горячий душ, вкусная еда в китайском ресторане, удобная кровать и белые простыни. Поселок Банлунг с его тремя улицами, поначалу показавшийся деревней, теперь воспринимался нами как центр цивилизации.
БОНУС: Лучшее в Лаосе
Кого мы не встретили, гуляя по джунглям?
Мишку. Такого, как здесь. Этого я сфотографировала в Лаосе, где в парке устроили небольшой питомник для медведей. В питомник привозят медведей, попавших в капканы, или оставшихся без родителей медвежат.
Мы видели в джунглях места, где мишки ночевали и точили когти о дерево. Но их самих в естественной среде обитания так и не встретили.
Сам парк оказался очень красив. Тропинка поднимается вдоль ручья
…вдоль небольших каскадов
…к грандиозному водопаду
…и здесь можно только замереть и любоваться этой мощью и красотой
Луанг-Прабанг. Прекрасный благоустроенный город на берегу Меконга. Сильно обветшавший французский колониальный стиль.
Местные свадьбы
Магазин буддийских товаров. Если мальчика отправляют в монастырь, ему сразу покупают «набор монаха».
Монастырей здесь много.
По утрам можно наблюдать, как жители кормят монахов. Жители и туристы выстраиваются вдоль улицы, по которой вереницей идут монахи. Через каждый три шага стоят торговки, которые продают еду для монахов: клейкий рис и какие-то несъедобные сладости и печеньки в блестящих обертках. Монахи берут всё. Видимо, рис они съедают, а сладости — скорее всего, продают обратно тем же торговкам и на вырученные деньги покупают настоящую еду.
Здесь в час кормления монахов было еще темно. Как это происходит, я снимала два года назад в Мьянме.
И все это — в начале января, когда в России валит снег. А здесь лениво течет в низких берегах Великий Меконг.
Организация тура: Елена Бутько.. Лена, спасибо! ))
15 марта, 2017 г. - 14:15
Всегда пожалуйста — обращайтесь!