Анна Малкова

Преподаватель. Путешественник.
Бизнес-леди.

 
 
   

Кто преуспеет в жизни — отличники или троечники? Как вы думаете?

Автор: Анна Малкова Категория: Процесс

Все чаще замечаю, как в интернете «раскручивается» тема превосходства троечников над отличниками. Я видела множество статей, где утверждается, что самого большого успеха в жизни достигают троечники. Они, оказывается, и талантливые, и самостоятельные, и умеют договариваться, и склонны к нестандартному мышлению, и к жизни относятся, как к игре! В общем, высшая каста по сравнению с малахольными отличниками.

Почитаешь – и кажется, что рецепт жизненного успеха раскрыт. «Учись на тройки, прогуливай уроки, игнорируй учебу, не забивай голову ерундой. В результате станешь большим человеком, и бывшие отличники будут у тебя работать за смешную зарплату».

Так ли это? Как вы думаете? Готовы ли передать этот рецепт своим детям? Или своим ученикам?
Пишите комментарии. Мне важно знать ваше мнение!

Аргументы в пользу троечников самые убедительные. Общественное мнение теперь на их стороне. Но я помню, что есть и противоположная точка зрения.

«Учись на пятерки, получи золотую медаль и красный диплом, и откроют они тебе светлый путь к вечному счастью. А троечники будут работать под твоим руководством за смешную зарплату». Знакомо?

Именно таким было общественное мнение, когда я заканчивала школу. В то время в книгах и фильмах для школьников троечники изображались симпатичными, но глуповатыми. Они то и дело проигрывали более смышленым отличникам.

Так что на самом деле? Откуда такие полярные точки зрения? И надо ли учиться, чтобы взрослая жизнь сложилась так, как вы хотите?

Пишите комментарии!
Как и обещала, пишу продолжение. Я внимательно прочитала комментарии (спасибо всем, кто участвовал в дискуссии). Спросила своих знакомых: кто из их одноклассников, учившихся на тройки, добился в жизни успеха? И не увидела какой-либо однозначной статистики!

Что же это за «сказка о троечниках»? О том, как они сплошь и рядом становятся миллионерами, крупными бизнесменами, мировыми знаменитостями, — в общем, «хозяевами жизни»? И кто ее придумал?

Теперь и не узнать имени ее автора. Как не узнать имен тех, кто сочинил сказки про Иванушку-дурачка да Емелю на печке. Может быть, «сказка о троечниках» — просто современный вариант этих вечных историй?

И похоже, в таком виде она сложилась в 90-е годы. Время, когда кандидаты наук торговали на вещевых рынках, а полуграмотные «братки» сколачивали миллионные состояния. Когда с дипломом престижного вуза можно было пойти куда угодно, то есть на все четыре стороны. Когда наука, образование, культура находились в глубокой яме, задыхаясь без финансирования.

Прошло 20 лет. Наше время не проще, чем девяностые. Сейчас свои сложности. Наука, вместе с образованием и культурой, может, и выползли из ямы, но не поднялись на высоты. И диплом, даже красный, вовсе не является гарантией успеха в социуме. Но и заработать на перепродаже товаров, как в девяностые, уже не получится. Похоже, что сказка про «успешных троечников», которые вместо вуза пошли торговать, потеряла актуальность. Сказка про отличников – тоже.

И выходит, что школьные оценки мало связаны с успехом в жизни. Особенно если они никак не отражают практических навыков. Я видела отличников и медалистов, вообще не способных к созидательному труду. Это и копирайтеры, которые пишут слово «собака» через три буквы «а», хотя по русскому у них была пятерка. И учителя с красным дипломом, решающие вариант ЕГЭ по своему предмету только наполовину. Правда, неумейки без медалей и дипломов мне попадаются столь же часто.

Если что-то сейчас ценится в обществе, то это профессионализм. Это умение делать то, чем ты занимаешься, на высшем уровне. Будь то программирование, дизайн, танец, фотография, маркетинг – все, что угодно. Здесь нет прямой связи со школьными оценками. Это просто другое. Я сама ценю профессионализм выше многих человеческих качеств и хочу, чтобы профессионалов в России стало больше.

Как распознать в старшекласснике эти ростки будущего профессионализма? Конечно, стопроцентных критериев нет. Но думаю, это качество вырастает из увлеченности тем, чем ты занимаешься. Когда нравится. Когда кайф и драйв. И наоборот — равнодушие к тому, чем собираешься заниматься, уводит в сторону от жизненного успеха.

И мне становится не по себе, когда школьник с тройкой по математике поступает на факультет самолетостроения, пусть даже на платное. Я хочу, чтобы самолеты летали, а не падали.

У меня есть аргументы в пользу настоящих отличников.
Мне приятно, когда наши выпускники сдают на 80-100 баллов из ста. Потому что они научились тому, чего не умеют другие. У них есть личный опыт: «Захотел и сделал! Захотел получить результат — и добился его».

Если выпускник сдал ЕГЭ по математике на 90 баллов, значит, ему помогли в этом настойчивость, логика, интуиция, умение не сдаваться, даже если устал, а также навык видеть нестандартные решения. Все эти качества помогут ему на пути к успеху в жизни. Но вовсе не гарантируют этот успех!

А что же двоечники и троечники? Действительно ли они лучше приспособлены к жизни? Конечно, есть и такие. Но чаще бывает по-другому — когда школьник получает двойки и тройки из-за своей пассивности. Ему не приходит в голову что-то непонятное спросить у учительницы. Ему лень перейти в другую школу, если учительница не устраивает. Лень совершать усилия. Он смирился и с двойками, и со многим другим, что мог бы изменить, но не хочет напрягаться. И таких ребят, не желающих напрягаться, очень много. Они вырастут – и точно так же будут мириться с низкой зарплатой, неинтересной работой, унылой серой жизнью. Если не найдут в себе силы измениться.

Есть ли доля правды в красивой сказке о гениальных двоечниках и троечниках? Да, есть. Смотрите – речь в ней идет вовсе не о вялых пассивных личностях. Это о тех, кто вместо учебы в школе выбрал для себя что-то другое и в этом достиг успеха. Будь то предпринимательство, рок-музыка, спорт или программирование. И такой человек – по духу вовсе не троечник. Он может трудиться, вкладываясь в свое дело намного больше, чем стандартные «пятерочники». Он причислен к «троечникам» чисто формально, потому что не вписался в стандарт и сам определил для себя приоритеты. И таким людям я искренне желаю успеха, которого они заслуживают.




9 комментариев на “Кто преуспеет в жизни — отличники или троечники? Как вы думаете?”

  1. Валерий сказал:

    Я могу сказать про себя! У нас были и отличники, и троечники в классе. Реально по жизни успешны отличники в основном — те, кто были амбициозны и кому была важна оценка в критериях социального успеха для уровня школьника! Отличники и Олимпиадники — все мы сейчас на коне. Троечники и тихие хорошисты — так и по жизни идут — твёрдыми середняками. Какого то разрыва между успешен в школе — успешен в жизни я не наблюдаю. А вот с ВУЗом история как раз именно такова — те кто начали работать уже в ВУЗе и подзабили на «красный» диплом — те молодцы, те кто спрятались от жизни за учёбой и бились за красный диплом на шее у родителей — те середняки в найме.

  2. Денис сказал:

    Я думаю, что успеха в жизни добиваются те, кто это хочет больше других. Но не достаточно только хотеть, надо еще видеть свои цели и идти к ним.
    Как правило, быстрее всех к цели доходит тот, кто знает короткую дорогу (почти идиома получилась :) )
    Что это значит в переложении на жизнь? Тот обладает обладает преимуществом, кто умеет находить быстрые решения жизненных задач. Кто умеет быстро сосредоточиться, не отвлекаться, применять свой знания и опыт на практике.
    А кому, как не к физикам и математикам наилучшим образом подходит это описание? Кто лучше умеет раскладывать задачи на подзадачи, структурировать проблемы по степени важности и искать решение не отвлекаясь на внешние раздражители?
    Мне кажется, что успешные троешники — это успешные продавцы. Продают себе что-то кому-то, да и все. Ну еще в интернетах пишут «почему троешники успешнее отличников». Тем самым занижая последним самооценку.
    Пятерочники же создают новое, находят нестандартные решения и в общем двигают мир вперед и к прогрессу! Что бы троешникам было, что продавать двоечникам ;)
    Но надо отметить еще одну важную вещь. Жизнь бывает не справедлива. В учебе все линейно зависимо. Решил задачу — получил пятерку. В жизни не всегда «сделал отлично работу — получил повышение».
    Случается такое, что результатами труда одного, пользуются другие, более «говорливые» люди. Поэтому, тихонь-пятерочников могут задвигать на второй план.
    Основываясь на всем вышесказанном, думаю, наибольших успехов добьются уверенные в себе, «пробивные» пятерочники. Поэтому стремитесь к успеху, учитесь, верьте в себя, отстаивайте свое мнение и права, уважайте мнения и чувства окружающих.
    Жизнь обязательно вознаградит за усердие!

  3. Анастасия сказал:

    Если говорить про девушек, то я вижу, что большую роль играет удачное замужество, а также помощь родственников с воспитанием детей. Про юношей всё сложно — хорошисты-отличники уехали заграницу. А все остальные на более-менее одинаковом уровне. Если задать аналогичный вопрос моей маме, которая закончила школу в конце 70-х, то у неё одноклассники медалисты и отличники закончили жизнь с алкоголизмом :(

  4. Юрий сказал:

    Мы здесь обсуждаем «успешность» выпускников школы, сравнивая дальнейшие успехи отличников и троечников средней школы. В советское время данная тема практически не обсуждалась, в этом не было необходимости за своей очевидностью. Варианты у троечников были совсем приземленные – ПТУ, в лучшем случае техникум или ВУЗ после армии и, скорей всего, с заочным обучением. Была возможность для армейской карьеры – имелись средние военные училища.
    Перекос «успешности», несомненно, появился в лихие 90-е годы, в период накопления — для многих первичного, а для немногих — крупного (олигархического) капитала. Вот когда в первую очередь нужны были такие качества как самостоятельность, наглость, беспринципность, умение договариваться, хитрость, ловкость, изворотливость, возможность по мере сил не преодолевать, а обходить преграды (что многие и принимают за склонность к нестандартному мышлению), рискованность (отношение к жизни, как к игре) и т.п… Правда, и время было такое, когда приветствовалось личное обогащение любыми путями. Вот и сложился под действием определенных исторических причин (в условиях управляемого западом саморазвала великой страны!) некий временный субэтнос «успешных людей 90-х в пиджаках…».
    Здесь мы видим основное противоречие – разве на хлипком, не прочном фундаменте школьного образования можно построить фундаментальное здание – весь наш дальнейший успех в жизни? А многие ли троечники вообще продолжают учебу? Заметим, что среди российских олигархов процент школьных троечников минимален.
    Поэтому, так думаю и так говорю свои ученикам — «учись на пятерки, получи золотую медаль и красный диплом, умей ставить и решать сложные нестандартные задачи, никогда не прерывай своего самообразования и открой себе путь в науке, профессии, искусстве».

  5. Любовь сказал:

    Дело не в оценках, не все способны учиться на «4» и «5»! Бывает, что троечник трудиться и учиться больше, чем отличник, потому-что ему учёба даётся не легко, а трудности закаляют человека, формируют его характер, поэтому тот человек достигнет успеха, который умеет справляться с задачами, которые ставит перед ним жизнь. И что значит — стать большим человеком? Я думаю, что это не значит, жить в большом роскошном доме, отдыхать за границей и т.д. и т.п.. Большой человек — это во-первых, ЧЕЛОВЕК, его душа, который занимается любимым делом, который получает удовольствие например,от прогулки в лесу, ловли рыбы или выращивания роз и т.д., это здоровый и счастливый человек, и не обязательно богатый!

  6. Александр сказал:

    Оценки при обучении вообще не нужны. Главное это те знания, умения и навыки которые приобретают люди при обучении. Но если учащийся овладел этими знаниями, умениями и навыками, то хорошие отметки не проблема. Трешки это болото и лень, которые на рука врагам.

  7. konstantin сказал:

    грустная статистика примерно с середины 70х примерно 5-6 выпусков: из бывших медалистов успехов не добился никто. из — хорошистов — многие стали руководителями среднего звена. Среди троечников — несколько крупных и самостоятельных руководителей, остальные — серая масса. Если бы сейчас, то 9 классов — колледж (бывшие техникумы с оч. хорошей практической базой) и только потом -универ.
    Пример «сбоку»: в техникуме связи министерство обновляло оборудование каждые год-два, обслуживающий персонал нужен был грамотный и сразу. В ВУЗАх (таперь все — «университеты») стояло старье 15-20 летней давности, зато и теормех. и философия и тд и тп — по полной — к реальности это отношения не имело.
    Так что первое и главное — сформировать общую «картинку» со всеми взаимосвязями, без мусора, где какое ископаемое и как называется и как семантически разбирается, и в каком году открыли и тп. Знать «свои» 2-3 предмета. Понятно что медаль при этом не светит, зато дальше будет проще.

  8. Ольга сказал:

    Мне хочется сказать о том, что отличники на коне в школе вузе ими восхищаются учителя, родители и если есть поддержка у отличника то, он, конечно, добьётся хорошего положения в обществе, однако многие учащихся которые получают отличные оценки и не имеют, за плечами помощи продают свои знания за нищенскую зарплату. Сейчас модно говорить, что они не креативны, так как просидели за книгами и им очень трудно приспосабливаться в обществе.
    Троечники, вертелись, крутились, но, однако успевали адаптироваться в обществе. Есть троечники, которые много трудятся и добиваются успехов в жизни, но с поддержкой.

  9. Владимир Леонидович сказал:

    Считаю, что сам вопрос задан некорректно. Между понятиями «успешность» и «школьная оценка» корреляция крайне низкая, почти нулевая. Успешными могут быть и отличники, и троечники. Не успешными — также. Альберт Энштейн был троечником по физике, а Менделеев — по химии, что не помешало обоим стать выдающимися учёными. Это довольно большая тема, глубокий вопрос, на который двумя словами не ответить. Просто сам вопрос надо ставить по другому.

Оставить комментарий