Анна Малкова

Преподаватель. Путешественник.
Бизнес-леди.

 
 
   

Чем порадовать эксперта ЕГЭ?

Автор: Анна Малкова Категория: о работе: Подготовка к ЕГЭ по математике

Как оформлять экзаменационную работу, чтобы эксперт ЕГЭ поставил за нее максимальный балл? Чего ждет от вас эксперт ЕГЭ?

Возьмем для примера математику. Часть В проверяется автоматически, это мы знаем, а вот часть С проверяет эксперт.

Представь себе душный летний вечер. Родные на даче, друзья уехали на шашлыки, лишь один эксперт ЕГЭ сидит поздно ночью над пачкой работ. Он бы не успел столько проверить, но в большинстве работ в части С ничего не решено — пустые листы.

И вот наконец — твоя работа, а в ней решения С1, С2 и всего остального, до С6. Эксперт читает. Он радуется, что вообще что-то решено в части С. Но как ты думаешь, чего он ждет от тебя и твоей работы?

Правильно! Он ждет, что ему будет все понятно. Что ему не придется разбирать твою работу, как шифрованную радиограмму. Что в решении четко видна вся структура: что делается, зачем, что и откуда следует.

1. Все пишем подробно. Не надо говорить, что эксперт «и так догадается». Он не экстрасенс и не знает, что у тебя там в голове.

2. Это не значит, что объяснения одной задачи должны занять пять страниц. Но если, например, в логарифмическом неравенстве, где основание положительно и меньше 1, ты убрал логарифмы и заодно поменял знак неравенства — напиши краткий комментарий, что именно ты сделал. Применяешь формулу или метод — напиши об этом. Например, «По теореме о пересекающихся хордах». Ты говоришь: «В комментариях не нуждается, потому потому что «ежу понятно»? Покажи мне этого ежа!

Вот пример оформления С1.

Обратите внимание – отбор решений в пункте б) делается не в уме и не мелким почерком в уголке страницы. Это такая же важная часть решения, как и пункт а), и занимает столько же места.

2. Обходимся без сокращений. Даже если их применяют в вашей школе. Никаких «ТТП», «п/у» или «ППЦ». Вот ПК, например, это что? Пожарная Команда? Поехала Крыша? А, оказывается, в вашей школе так называется «Полный Квадрат»? А в соседней школе — «Посторонний Корень». И эксперт не обязан знать всех этих местных различий.

Конечно, есть несколько всем известных сокращений. ОДЗ, например. Или Ч.Т.Д. Вот и, в общем, всё. Остальное пишем словами.

3. Структура решения. Если решаешь систему — она не должна неожиданно превращаться в уравнение или в кучу уравнений, раскиданных по всему листу. Пиши: «Решим отдельно первое уравнение системы…» Делаешь замену — не забудь потом вернуться к обратной замене.

4. Все важные промежуточные результаты — выделяй, то есть подчеркивай или обводи в рамочку. И в конце пиши: Ответ: … Чтобы эксперт не искал ответ по всей странице.

Главный совет о том, как порадовать эксперта ЕГЭ. Я нашла его в книге В.В.Ткачука «Математика — абитуриенту». Книга Ткачука — это бестселлер. Кроме теории и разбора задач, он время от времени говорит замечательные афоризмы. Вот один из них:

«Оформлять решение на экзамене надо так, чтобы его понял человек в 5-10 (пять — десять) раз глупее, чем вы».

Несколько ценных советов от моих коллег-математиков:

— Я бы добавила к структуре решения ещё один пункт, или даже не «структура», а «стратегия»:
Кратко описывай последовательность действий (какой Δ ты сейчас рассматриваешь и зачем, какие величины ищешь, что с чем сравниваешь и т.д.), нумеруй их – чтобы цепочка твоих рассуждений легко прослеживалась.
Валентина Николаевна Захарова

Я советую своим ученикам не писать название метода, а кратко объяснять проделанные манипуляции. Мне кажется, это выглядит лучше, чем заученные названия, да и ребятам полезно проговаривать, на каком основании они проделали то или другое.
Если я верно поняла, что замена множителя — это рационализация. Мои ребята пишут так «т.к. ln(t) — монотонно возрастающая функция, то при t1>t2 ln(t1)>ln(t2). Тогда множитель t1>t2 можно заменить множителем ln(t1)>ln(t2)».
Ирина Борисовна Юдина

Я считаю, что текст должен быть написан так, чтобы его мог понять человек примерно того же уровня, как сам автор, но при этом увидевший эту задачу в первый раз. То есть грубо говоря, если человек решал уравнение 4 степени и подобрал корень сразу — он имеет право написать, что корень такой-то, если применял метод неопределенных коэффициентов — то так и написать (и какие коэффициенты брал за основу, а какие через них выражал). Ну и так далее.
Владислав Игоревич Франк

Продолжение следует. Всем желаю успеха в подготовке к ЕГЭ!



Оставить комментарий